Информационный портал

Как компьютер влияет на настроение детей?

Опубликовано - 16 сентября 2013, в раздел - Наш дом, просмотров - 1 319



Компьютер, дети, взрослые, настроение


Часто наше настроение, в том числе депрессия, подавленность, уныние, нервные срывы и
хроническая усталость зависят от поведения и здоровья наших детей.
Но в их поведении, как правило, их в их состоянии здоровья, которое часто напрямую
зависит от воспитания, от того, насколько привит здоровый образ жизни( я не имею ввиду
более сложные случаи и травмы), виноваты мы сами: «сами сеем – сами жнем». Воспитание
детей длится всю нашу жизнь от рождения ребенка до их самостоятельной взрослой жизни.
Мы радуемся успехам наших детей, нас подбадривают их внимание и забота и ввергают в
отчаянье или глубокую печаль их грубость, лень, неустроенность, плохие привычки и зависимости.



Сегодня наш разговор пойдет о воспитании детей в условиях тотальной компьютеризации,
когда просто убрать из своей жизни компьютер уже невозможно, его нужно сделать не
врагом, а другом.
Компьютерные игры могут быть полезны
Во-первых, среди современных игровых программ очень много развивающих. Так, для
подростков подойдут разнообразные логические игры, развивающие способность прогнозировать
и анализировать, особенно если для выигрыша требуется привлечь свои знания по каким-то
предметам. Даже самый скептичный родитель вряд ли сможет отрицать положительное влияние
такого рода игр на развитие ребенка.



Во-вторых, даже обычное занятие на компьютере воспринимается ребенком как игра. Поэтому
то, что совершенно не интересует его на страницах учебника, может быть привлекательным на
экране монитора. Этим можно воспользоваться в обучении тех детей, у которых не сформирована
собственно познавательная мотивация. Причем для учеников со слабой памятью изучение
материала с помощью компьютера может оказаться более эффективным. Объяснения этому просты.



То, что выглядит ярким, динамичным, неожиданным, сразу привлекает внимание, и, чтобы удерживать
свой взгляд на экране, ребенку не нужно прилагать никаких усилий, т. е. его внимание в этот момент
непроизвольное. При этом увиденное легко запоминается, так как непроизвольно функционируют
эмоциональная и образная память, развитые у детей обычно лучше, чем механическая и логическая.
В-третьих, самостоятельная работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелких мышц
руки и зрительно-моторной координации. Иными словами, нажимая на кнопки клавиатуры и подводя
курсор мышкой к нужному месту на экране, ваш ребенок упражняет тонкую моторику, а также учится
соотносить движения своей руки с теми результатами, которые он наблюдает на экране.

В-четвертых, игры на компьютере способствуют развитию абстрактного мышления детей. А дети
привыкают к тому, что иногда в играх вещи и существа изображены совсем непохожими на оригинал,
а то и вовсе обозначены значками. Таким образом, во время подобных игр у человека постепенно
формируется способность воспринимать знаки и символы, что лежит в основе абстрактного мышления.
А это совершенно необходимо для понимания схем, уравнений; написанных слов - когда возникает
необходимость мыслить отвлеченно, без опоры на конкретный образ предмета, о котором идет речь.
В-пятых, путешествия по виртуальным мирам могут выступать способом разрядки накопившейся в душе
обиды и агрессии, который не опасен для окружающих, а потому может быть приемлем.

Чем привлекают детей игры?

Прежде всего, действия, разворачивающиеся на экране монитора, привлекают детей по тем же
причинам, что и сказки, - это придуманный мир, более яркий, простой и выразительный, чем на
самом деле. Здесь есть правила, придерживаясь которых и выполняя задания, ребенок добивается успеха.

Допущенные игроком ошибки всегда можно легко исправить, нужно всего лишь перезагрузить игру
или вернуться на предыдущий уровень. А в реальной жизни ошибки справлять гораздо сложней или
просто невозможно, они остаються как печальный урок. И в каждой игре, как правило, всегда есть
не одна, а несколько жизней. Как приятно в очередной раз, когда тебя победил страшный враг,
знать, что еще имеешь в запасе жизни, или , в крайнем случае, начнешь уровень сначала, шлифуя
свое мастерство.




Я сама пробовала играть с детьми в такие страшненькие бродилки и каждый раз,
падая в какой-то обрыв или дракону в пасть, слегка возмущалась и начинала сначала, а затем,
пройдя уровень, чувствовала себя победителем. Мы играли по очереди, а через определенное время
я смотрела на часы и как бы вспоминала, что у всех нас есть дела: «Заигрались мы с вами, кто-то
останется без уроков и без ужина!»

Компьютерные игры гораздо больше, чем фильмы или книги, позволяют детям отождествиться с
главными героями - почувствовать себя невероятно сильными, отважными, умными и т. д. А чтобы
так ощущать себя в реальном мире, требуется приложить много стараний.
Маленькие дети, как правило, мало что могут изменить в окружающей их действительности, их образ
жизни целиком зависит от взрослых. Но только не в игре! Там все происходит по желанию ребенка,
там он может выбирать и менять роли, уровни, декорации, повелевать судьбами.
И, наконец, сам компьютер - замечательный партнер по общению: всегда понимает (если жмешь на те кнопки),
не капризничает, не конфликтует, не читает нотаций. В общем, с ним легко договориться, не то что с живыми
людьми. Поэтому дети, имеющие трудности в общении, так легко уходят в виртуальные миры.

Родители, внимание!

Вот некоторые причины зависимости у ребенка от виртуального мира:
Отсутствие навыков самоконтроля у ребёнка, потеря ощущения времени. А таких детей большинство.
За этим должны внимательно следить родители.

Ребёнок не приучен к труду, не имеет четко установленных обязанностей, за которые несет ответственность.
Ребёнка не приучили к сотрудничеству, к диалогу,он не научен советоваться, а значит слушать и самое
главное - слышать советы и рекомендации. Такая "глухота" начинается в подростковом возрасте, и взрослые
вдруг оказываются совершенно беспомощными, так как видят перед собой как будто совсем другого
ребёнка - непослушного, словно оглохшего, не воспринимающего родителей.

Ребёнок, лишённый родительского внимания, удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя
с компьютером. Стиль воспитания в семье построен на давлении, указаниях, воспитании ведомой личности,
которая в результате все равно не умеет подчиняться и слушаться.
Взрослеющий подросток сталкивается с трудностями, свойственными взрослой жизни. Не умея справиться
с ними самостоятельно, не находя поддержки взрослых, ребёнок уходит в виртуальный мир.
Родители в общении с ребёнком не осознают его взросления, не изменяют стиль общения, не выходят на
диалог, согласованные действия.

Ребёнку в семье некомфортно, так как комната - его личное пространство - устроена не по его вкусу,
а по вкусу родителей, устроена скорее на запретах, чем на развитии творческого подхода у ребенка и поэтому
не воспринимается ним , как уютный личный мир.

Неуверенность в себе ребёнка, низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих, природная замкнутость.
Сильный рефлекс подражания, уход в нереальность вслед за "застрявшим" товарищем.
В компьютерной игре человек может одновременно и "выплеснуть" свою агрессию на виртуальных персонажей,
и укрыться от безрадостной для него реальности.

Но откуда же возникает повышенная тревога и неудовлетворенность?

Часто поводом становятся проблемы в семье, недопонимание между родителями и ребенком, "заброшенность" детей,
завышенные требования, которые им предъявляют взрослые.
Обычно в зависимость попадают дети, которым не хватает самостоятельности, которые испытывают трудности
в принятии решений, готовы подчиниться лидеру.
Воспитывайте в ребенке самостоятельность, критический взгляд на происходящее, поощряйте инициативность.
Это лучшая профилактика зависимостей.

В группе детей, особенно подверженных зависимости от компьютера, находятся дети, которые мечтают быть
лидерами, но так и не становятся ими. Именно они могут сутками сидеть за компьютером, воображая себя
властителями галактик. Им необходимо помочь реализовать свой потенциал: поддерживать любые начинания,
развивать таланты и способности. Помоготе вашему ребенку открыть в себе свой собственный талант, чтобы
он почувствовал себя особенным.

Если никто из его друзей не увлекается фехтованием, предложите это своему ребенку. Его это выделит среди
друзей, и он больше будет стремиться в спортзал, чем за компьютер, хотя компьютер в жизни современных детей
будет всегда, важно ограничить время и поставить его на службу себе, а не служить ему.
Сегодня практически у каждого дома есть выход в Интернет. Какой вред может принести подростку выход во
всемирную паутину.

Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Детей к этой категории можно отнести очень условно,
т.к. часто это бывает временно. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они запросто могут потратить
12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят
бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь, а иногда просто стесняясь или даже боясь при этом
перенести их в реальность.
По статистике, сетеголиков 3-5% от общего числа пользователей Интернет.
В основном это новички, у которых недавно появился доступ в мировую паутину, и они стремятся на практике
опробовать все ее возможности.
Со временем такие пользователи постепенно "остывают" к сети и проводят там меньше времени. Но в некоторых
случаях излишнее увлечение Интернетом перерастает в зависимость, что может привести к неприятным последствиям.
Такая зависимость может сохраняться только у детей, родители которых вовремя не уделили этому вопросу должное
внимание.


Игровую зависимость, как и любую другую, легче предотвратить, чем лечить.
К сожалению, многие родители нередко сами вовлекают своего ребенка в виртуальный мир. Им кажется,
что сидеть за новой компьютерной игрой дома - лучше, чем гулять непонятно где на улице или сидеть в компьютерном
клубе. Но понятно, что это только попытка освободить себе время и при этом не очень волноваться.
Но мало кто из них задумывается о том, что компьютерная зависимость приводит к ухудшению здоровья из-за
чрезмерного облучения еще только формирующегося организма, к замедленному развитию и деформации личности,
утрате чувства реальности.
Кроме того, компьютерная зависимость воспитывает в ребенке агрессию: подростки начинают воспринимать
реальный мир как угрозу, считая врагами даже своих близких.

Что делать родителям?

С самого раннего детства делайте его своим союзником в семейных делах. Обсуждайте, доступные для
ребенка семейные проблемы. Беседуя с ребенком, интересуйтесь его мнением. Общайтесь. Ежедневно
рассказывайте, как прошел ваш день, спросите, что было интересного в его жизни.
Обязательно разрешайте подростку приглашать в дом друзей, спрашивайте о том, как он общается со
своими ровесниками. Делитесь собственным детским опытом, чтобы помочь ему решить его проблемы.
Помните, что для подростка очень важно, как воспринимают его самые близкие люди. Это основа
самооценки, и при таком стиле общения она будет оставаться адекватной.

Время за компьютером должно быть ограничено!

Многим родителям на работе целый день приходится иметь дело с компьютером и со временем правильное
отношение к нему как бы стирается, они забывают, что дети только формируются и физиологически и
психологически и влияние на них компьютера очень велико.
Врачи-офтальмологи считают, что ребенок в возрасте 7-12 лет ребенку можно сидеть за компьютером 2-3 часа,
но не ночью.

После 12 лет наступает менее опасный период, поскольку у подростка формируется способность различать
виртуальные и реальные образы.
Однако нельзя забывать, что все дети развиваются по-разному. Поэтому необходимо учитывать
индивидуальные особенности каждого ребенка. Но главное - не позволяйте своему чаду играть в компьютер
за 1,5-2 часа до сна и особенно ночью.

Приучайте ребенка перед сном почитать книги. Он должен успокоиться от ярких компьютерных образов.
Пусть читает школьную литературу во время, отведенное для уроков, а перед самым сном только то,
что ему нравится. Пусть это будут даже книги, по которым сделаны компьютерные игры или журналы,
в которых описываются технические характеристики его любимых игр. По возможности предлагайте
книги, выбранные вами.

Компьютер – для развития!

Все равно вашему ребенку придется использовать компьютер для учебы, научите его этому.
Следите, в какие игры играет ребенок. Вы должны сами быть ознакомлены с самыми популярными
и любимыми играми вашего ребенка. Если он увлечен игрой «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля,
зайдите в интернет и хотя бы немного почитайте об этой игре, об истории ее создания, о главных героях,
об их миссиях. Если вы сможете поговорить с вашим ребенком о его игре, уважение к вам с его
стороны возрастет и пропорционально доверие тоже. Вы сможете на такой волне доверия
рекомендовать ему игры, развивающие логическое мышление. Они могут быть не менее интересными,
чем "бродилки" и "стрелялки". Если у вас дома есть и агрессивные игры (часто ими интересуются папы,
поэтому тяжело запретить ребенку в них играть), то ограничьте их время до 40-50 минут в день и, опять
же постарайтесь поговорить о цели и сути игры. Стрелялки, перевеленные на общечеловеческий язык,
могут показаться менее агрессивными.

Если вы заметили, что ребенок начинает разговаривать с персонажами игр, не кричите на него и
называйте его зависимым, а отвлеките вашего ребенка и попросите, чтобы он вам рассказал об этой
игре, о ее героях, т.е., выведите его из виртуального мира в реальный и знайте, что с этого момента
ваш ребенок особенно нуждается в вашем контроле и общении с вами.
Старайтесь развивать в ребенке другие интересы, кроме компьютерных игр. Секция или студия
может быть любой направленности, главное - чтобы в жизни ребенка появился какой-либо интерес,
будь- то футбол, театр, теннис, космос, динозавры, да что угодно!



Обязательно ходите всей семьей в театр, музеи, кафе, выезжайте на пикники. Также каждый шопинг
превращайте в веселую поездку с посещением кафе. Посещайте другие города (пусть даже с экскурсией
и всего на несколько дней или даже часов), чтобы зарядиться новыми впечатлениями и запастись
приятными воспоминаниями, обязательно много фотографируйтесь. Потом периодически вместе просматривайте
фотографии и весело обсуждайте с ними связанные эпизоды.